«Мясорубка шоубизнеса»

Музыкальный мейнстрим давно превратился в развлекалово для людей с тупыми мозгами, которые сами себя развлечь неспособны. «Мясорубка шоубизнеса» перемолола все, что может принести хоть какие-то доходы, включая панк-рок, который довольно долго просуществовал в «андерграунде» — с конца 70-х, когда британская «панк-волна» сошла на нет и до расцвета поп-панка в середине 90-х.

В выпущенном для массовой публики продукте под названием «поп-панк» (или поп-кор) практически не осталось панк-идеологии, это – обычная коммерческая поп-музыка, занимающая свою нишу «потребительского рынка». Хотя панк был едва ли не единственным стилем, в котором была более или менее четкая идеология, которая и помогла ему долгое время существовать независимо от большого шоу-бизнеса.

Но благодаря трехаккордному минимализму музыкального компонента панк всегда был слишком обширным, а границы его – слишком расплывчатыми, и многое из того, что формально относили к панк-року, с его идеологией никак не пересекалось.

Панк-рок – довольно противоречивая субкультура. С одной стороны, откровенно идиотски-попсовая атрибутика: рваные шмотки, булавки, «ирокезы» на головах. С другой стороны – сопротивление шоу-бизнесу, независимые лейблы, пропаганда левых и анархистских идей, философия DIY.

Разбираться в том, что можно считать панком, а что нельзя – бессмысленно. Скандальный британский писатель, арт-теоретик и бывший панк-рокер Стюарт Хоум в своей книге Cranked Up Really High разделил панк-рок на Punk Rock и punk rock, но этим ничего не добился.

И все-таки, несмотря на расплывчатые границы панк-рока, его идеология была сформулирована более или менее четко: непризнание авторитетов, включая государство и власть, независимость, злоба и бунт.

Появилась эта идеология не сразу. Если «прото-панков» — гаражников конца 60-х вроде MC5 и Stoogies, — возмущала окружающей мерзость, то идеология нью-йоркских групп 70-х, включая Ramones, отличалась от традиционных рок-групп лишь более высокой концентрацией «молодежной злобы» и бунта.

Панк сформировался как движение, когда Sex Pistols предложили примитивную, но более или менее осязаемую идеологическую схему: мы ненавидим правительство (за то, что оно о нас не заботится), мы ненавидим богатых (за то, что они богатые) и мы ненавидим рок-звезд (что они богатые и популярные).

Dead Kennedys и другие американские хард-кор-группы начала 80-х слегка модифицировали эту схему, отталкиваясь опять же от ненависти к правительству, общественным институтам и фальшивой обывательской морали. Но за прошедшие двадцать лет все компоненты их идеологии довольно легко были ухвачены шоу-бизнесом и рассеялись по разным жанрам. Хотя, в принципе, это не были чисто панковские идеи.

Например, «бунт» чаще всего — не восстание ради идеи, а протест против того, что тебе не нравится (не нравится, в том числе и потому, что ты сам – дурак). В 60-е бунтовали хиппи, которым общество казалось слишком консервативным в отношении к наркотикам и сексу. В 70-е бунтовали британские панки, которым не нравилось, что они сидят на пособии, а какие-то придурки ничем не лучше их (а так оно и было) становятся рок-звездами и загребают миллионы. В 80-е бунтовали рэпперы, обвиняя белых в расизме. Постепенно бунт как элемент молодежной культуры полностью коммерциализировался, и группа Тату по-своему ничем не менее «бунтарская», чем какая-нибудь поп-панк-группа.

«Злоба» и «ярость», бывшие непривычными концепциями для поп-музыки 80-х, теперь благополучно к ней адаптированы, и попсовые хард-кор/нью-метал группы поют о том, как их все достало, как плохо им живется, и как они эту жизнь ненавидят, совершенно не относясь к своим заявлениям всерьез.

Источник: pankrok.ru